
6 декабря 2024 года Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства утверждены Единые правила в области защиты прав потребителей, которые устанавливают способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием российских и белорусских потребителей, а также для обеспечения высокого уровня их правовой защиты.
Единые правила это гражданско-правовой акт, документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих данным Единым правилам.
Необходимо отметить, что в силу статьи 60 Единых правил, законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства участника.
При этом, в случае коллизии (расхождения) нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.
В Правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Теперь помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав также дополнительно включены поставщики оптовые продавцы.
Едиными правилами конкретизирован список материалов, подтверждающих факт приобретения товара у данного продавца. Для этого могут использоваться свидетельские показания, банковские выписки, техническая документация к товару, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются необходимые отметки.
Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
Сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора 7-дневный срок.
В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия цифровой продукт. Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений продукция. Продукция в соответствии с правилами это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
Единые правила в области защиты прав потребителей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь направлены на сближение национальных законодательств, что позволит улучшить условия предоставления товаров и услуг, включая интернет-площадки и маркетплейсах, а также обеспечить более эффективную правовую защиту интересов граждан государств-участников от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов.
Оставить сообщение: