По закону О защите прав потребителей любой покупатель должен знать, у кого покупает товар или заказывает услугу.
Все юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, которые что-то продают, производят или предоставляют услуги, должны иметь уголок потребителя.
Как именно должен выглядеть этот уголок, нигде не регламентировано, важно только, чтобы в нем вся необходимая информация была изложена в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 ЗОЗПП).
Неправильно оформленный уголок потребителя нарушает права клиентов. За это предусмотрены штрафы и административная ответственность.
В уголке потребителя должны быть размещена следующая информация, документы и оборудование:
1. Информация о продавце (исполнителе):
фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы продавца (исполнителя), а также уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом (исполнителем) вид деятельности подлежит лицензированию;
номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
2. Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей
3. Прочее
книга отзывов (жалоб) и предложений;
средства измерений для проверки покупателем цены и измерения приобретенного товара, цена которого определяется исходя из единицы измерения (веса (массы нетто), длины и пр.);
информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).
Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует уголок потребителя и посетитель лишен возможности ознакомиться с указанной выше информацией и документами, необходимо обратиться к продавцу (исполнителю) с письменным требованием оборудовать уголок потребителя. В претензии целесообразно указать, какая информация отсутствует в уголке потребителя и не доведена до клиента.
Продавец должен направить ответ в отношении заявленных требований (п. 5 Правил 2463) в установленные законом сроки.
В случае неудовлетворения требований, нужно подать обращение (заявление, жалобу) в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Также можно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, где заявление (жалоба) может послужить основанием для проведения внеплановой проверки продавца (исполнителя) и поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.В титульной части сайта использованы фотографии Anastasia Galyamicheva, лицензия CC-BY-SA-3.0; Сергей Болашенко, лицензия CC-BY-SA-3.0 и фото автора с ником Geoalex, лицензия CC-BY-SA-3.0